Школьный физкабинет

Персональный сайт учителя физики Гурова Сергея Михайловича

Название курса: «Практикум решения задач по физике».

Количество часов: 10 часов.

  Элективный курс физики  9 класса «Практикум решения задач по физике» состоит из 10 часов, которые проводятся в конце 4-й четверти учебного года. Практикум рассчитан на школьников средних общеобразовательных учреждений, изучающих курс физики 9 класса, отвечающий обязательному минимуму содержания основного общего образования по физике.

Как известно, курс физики 10 класса несколько перегружен по объёму изучаемого материала. Это создаёт определённые трудности (в т.ч. и психологического характера) в его освоении учащимися, решившими продолжить обучение в школе после окончания 9 класса. Элективный курс физики в какой то мере решает данную проблему. Содержательную часть  элективного курса можно рассматривать как связывающее звено между программным материалом физики 9 и 10 классов.

Нормативно- правовой базой курса является Закон «Об образовании»,принятый в 1992 г., который предусматривает реорганизацию системы школьного образования, обеспечивающего ориентацию учебно-воспитательного процесса на удовлетворение потребностей, интересов, и способностей школьников путем углубленной дифференциации знаний.

Особое внимание уделено организации «обобщающего повторения», в конце 9 класса – в соответствии со всеми содержательно-методическими линиями курса физики основной школы:

  • сила и взаимодействие;
  • энергия и ее превращения;
  • строение и свойства вещества;
  • электромагнитное поле;
  • взаимосвязь теории и эксперимента в научном опознании.

Основными задачами курса являются:

  • Совершенствование практических навыков учащихся в решении задач более высокой степени сложности;
  • развитие мышления учащихся, формирование у них самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;
  • формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии.
  • овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии.

Календарно-тематическое планирование

Календарно-тематическое планирование включает в себя следующие разделы:

I. Силы в природе.– 4 часа

  1. Сила тяжести. Вес тела. Невесомость. Алгоритм решения задач. – 1ч
  2. Закон всемирного тяготения. Ускорение свободного падения на планетах Солнечной системы. – 1ч
  3.  Решение задач на нахождение веса тела, движущегося с ускорением. – 1ч
    (кратковременная самостоятельная работа по темам: «Вес тела», «Сила тяжести», «Невесомость». «Закон всемирного тяготения»)
  4.  Сила упругости. Закон Гука. Сила трения.– 1ч


II. Движение тела под действием нескольких сил. – 6 часов

  1. Движение тела  вдоль одной прямой. Алгоритм решения задач. – 1ч
  2. Решение задач (на движение тела  вдоль одной прямой). – 1ч
  3. Движение тела по наклонной плоскости. Алгоритм решения задач. – 1ч
  4. Самостоятельная работа по темам: «Движение тела вдоль одной прямой», «Движение тела по наклонной плоскости» – 1ч
  5. Движение связанных тел. Алгоритм решения задач. – 1ч
  6. Решение задач (на движение связанных тел ). – 1ч

Необходимые знания и умения учащихся, освоивших программу элективного курса.

По окончанию курса учащиеся должны

                        знать:

  • эмпирические закономерности изменения координаты тела от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы тяжести от массы тела, веса тела от ускорения, силы трения от рода соприкасающихся поверхностей;
  • описание физических явлений и процессов при анализе свободного падения, движении тел при наличии трения, движении тел по наклонной плоскости;
  • знать алгоритмы решения задач на нахождение веса тела, движущегося с ускорением, на движение под действием нескольких сил, на движение тела по наклонной плоскости, на движение связанных тел.

уметь:

  • применять стандартные алгоритмы к решению конкретных задач механики,
  • строить рисунки к указанным типам задач, правильно показывать все силы, действующие на тело;
  • пользоваться простейшими измерительными приборами (линейка, секундомер, транспортир и др.) для экспериментального определения необходимых параметров движения,
  • обращаться со справочным материалом учебных пособий,
  • правильно оформлять письменный отчёт о проделанной работе.

Учебными пособиями курса являются:

  1. Учебник физики 9 класса (авт. А.В. Перышкин, Е.М. Гутник);
  2. Сборник задач по физике (авт. А.П. Рымкевич, П.А. Рымкевич);
  3. Справочник по физике и технике (авт. А.С. Енохович).

Сроки проведения курса: с 20 апреля по 22 мая 2013 г.

Учитель физики 9 класса  С.М.Гуров 

            1.09.12 г.

Материалы сайта находятся под защитой закона РФ об авторском праве. Со всеми предложениями обращаться по адресу: gyrov_cm@mail.ru